Строительных компаний, работающих в жилищном секторе, за год стало меньше на 1200. По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), на начало ноября количество фирм, имеющих объекты в активной стадии строительства, оценивается в 4,3 тыс. против 5,5 тыс. годом ранее. По экспертным оценкам, эта тенденция продолжится. Участники рынка смотрят на уменьшение числа девелоперов в жилищном секторе скорее положительно. По их мнению, в результате рынок очистится от ненадежных компаний.
За год количество строительных компаний, которые возводят жилые дома, сократилось более чем на 20% — до 4,3 тыс. Такие данные на начало ноября приводит Рейтинговое агентство строительного комплекса. По его прогнозам, количество игроков рынка жилой недвижимости продолжит сокращаться — останутся только наиболее крупные и надежные компании.
Если говорить в целом про строительную отрасль, то количество организаций сократилось за год со 146 до 120 тыс. Впрочем, часть из этих компаний существовала только на бумаге. Число фирм, ведущих реальную производственную деятельность, по оценкам РАСК, снизилось с 80 до 78 тыс.
— Причиной такого уменьшения количества компаний в первую очередь является общее состояние отрасли — снижаются объемы, ужесточается конкуренция, наблюдается нарастание эффекта «кризиса неплатежей» со стороны заказчиков, — отметили в РАСК.
Если же говорить о жилищном секторе, то большая часть ушедших с рынка компаний решила либо сменить вид деятельности, либо на неопределенное время заморозить запуски новых проектов. Многие из них хотят дождаться более благоприятной макроэкономической среды и устойчивой законодательной базы.
Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», участник партнерской сети CBRE, считает, что власти сознательно проводят политику, направленную на сокращение числа игроков в секторе девелопмента. Так на рынке останутся только наиболее крупные и дееспособные организации.
— Кроме того, нас ждет отмена долевого строительства. Я полагаю, что в долгосрочной перспективе снижение числа игроков и, как следствие, уменьшение конкуренции помогут ликвидировать затоваривание. Но побочным эффектом станет монополизация, а значит, рост цен, — сказала она.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищному строительству и ЖКХ Александр Сидякин также отметил, что есть тенденция к укрупнению игроков на рынке.
— Во многом это связано с тем, что мы перешли от точечной застройки к комплексному освоению территорий, и здесь надежность застройщика стоит во главе угла. Если выбытие одних организаций будет замещаться другими, то проседания на рынке сильного не будет, хотя за этот год мы наблюдаем небольшое снижение темпов строительства жилья. Однако, чтобы выполнить задачу, которую поставил президент, — к 2020 году достичь объемов ввода в 100 млн кв. м жилья, нужны сильные и финансово стабильные застройщики, — заявил Александр Сидякин.
Генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина считает, что сокращение количества застройщиков связано в первую очередь с экономическими факторами. Поэтому в Москве, где параллельно растут спрос и предложение, такой откат не наблюдается.
— Мы видим, что часть покупательского спроса перетекает в столицу, прежде всего из Московской области, а частично и из регионов. А вот ситуация в Московской области уже отражает общерыночную ситуацию — сокращение предложения вслед за падением платежеспособного спроса, — уточнила она.
Руководитель по работе с ключевыми партнерами Est-a-Tet Роман Родионцев полагает, что основная масса «исчезнувших» застройщиков, скорее всего, являются региональными игроками. На них в первую очередь сказалось ужесточение ФЗ-214, регламентирующего работу по договорам долевого участия. Но покупателям это скорей на руку.
— Благодаря снижению количества неблагонадежных строительных организаций замороженные на неопределенный срок площадки будут проданы другим компаниям, так как просто содержать земельный участок невыгодно — существенное налоговое бремя. В руках более сильного игрока, уже соответствующего ФЗ-214, проект будет качественный, прозрачный, надежный и соответствующий всем требованиям, — отметил он.
В РАСК считают, что в конечном итоге жилищный рынок сузится до тысячи компаний. Повлияет ли это на рост цен, судить сложно. При таком количестве о монополии речи идти не может. Но понятно, что в любом случае дольщики будут лучше защищены от недостроя и невозврата средств.