Предложения по использованию самоходных домов на воде (так называемых хаусботов) должны представить минприроды, минстрой, МЧС, Росприроднадзор и Росреестр к 1 июня. Такое поручение дал премьер-министр Михаил Мишустин. Минстрой проработает вопрос использования хаусботов на водных объектах, подтвердили в ведомстве.
Хаусбот – аналог яхты, но более приспособленный для постоянного проживания и более похожий на привычную квартиру. Такой дом можно остановить у причала в черте города, а на выходные – уплыть на нем на природу. За границей это очень распространенное явление.
«Есть очень состоятельные люди, которые постоянно живут в таких домах», – говорит первый вице-президент Международной академии архитектуры, академик Юрий Виссарионов. Помимо того, что это удобно и комфортно, иногда это еще и выгодно, так как за жилье, которое не находится на земельном участке, в ряде стран не надо платить налоги.
Диапазон хаусботов очень широк – от простейшей летней избушки на понтоне с мотором, которую можно купить примерно за 4 млн рублей, до комфортабельных двух-трехэтажных квартир со всеми удобствами, но уже от 7 млн рублей.
Цены на содержание такого транспортного средства зависят от его «парковки». В столице стоянка дома в «маринах» и его содержание обойдется в 30-40 тысяч рублей в месяц. На природе платить вообще никому не нужно. Налог на хаусботы взимается как с маломерных судов – около 15 тысяч рублей в год.
Если обустроить специальные причалы для таких домов, плата за стоянку может быть значительно ниже, уверяет президент компании Houseboat.ru Александр Климчук. Особенно если существование таких «поселков» поддержат власти. «Стоимость эксплутации может быть приравнена по платежам за загородный дом или квартиру аналогичной площади», – говорит он.
Хаусботы пользуются популярностью у любителей комфортабельных выездов на природу. Некоторые живут в них постоянно, но их единицы. «У нас был клиент, который покупал плавучий дом, чтобы съехать в него на постоянное место жительства, – рассказывают в компании Plavdom.com. – он посчитал, что это выгоднее, чем покупать загородный дом».
Идея строительства домов на воде не нова, но для них нужно создавать причалы, службу ассенизации, вывоза мусора, подводить электричество большой мощности. Скорее они подходят для сдачи в аренду в регионах с теплым климатом и большими водными пространствами, которые есть в России.
«Если развивать этот вид жилья, то необходимо менять многие нормативы, в том числе касающиеся границ участков и отступов, жилищных вопросов, администрирования таких объектов», – говорит юрист, основатель группы vvCube Вадим Ткаченко.
О признании таких домов полноценным жильем речи пока не идет. В то же время в Европе проживание в таких домах урегулировано юридически: жители хаусботов должны заключить с местной администрацией договоры аренды водопользования конкретного участка водного объекта, объектам у воды могут присваиваться номера. В перспективе с привязкой к таким номерам и адресам жители хаусботов, вероятно, смогут оформить что-то вроде прописки.
В столице сейчас стоянку для хаусботов по спецтарифам открыл один из яхт-клубов в районе «Водного стадиона», первые такие поселки могут появиться на Химкинском водохранилище, в акватории Серебряного Бора и Канала им. Москвы.
Источник: rg.ru